Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России
- Подробности
- Опубликовано: 22.09.2022 09:17
- Просмотров: 601
Для населения, т. е. простых потребителей, фактической разницы между ТКО и ТБО нет, однако есть так называемые юридические различия. Люди говоря первое, могут подразумевать второе, однако на бумаге, в том числе в правоустанавливающих документах, осталось лишь одна аббревиатура — ТКО.
Понятия и определения ТКО и ТБО
Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.
В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:
• приготовления еды
• уборки дома
• мелких ремонтных работ
• вынос испорченной мебели и пр.
Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).
ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.
ТКО — актуальное понятие в 2022 году
В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 ФЗ №89, ТКО представляют собой:
• отходы, получаемые в процессе потребления (овощные, фруктовые очистки; бумага; упаковка и т. п.);
• аналогичный мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц;
• предметы, вещи, вышедшие из строя.
В 2019 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.
Стоимость вывоза мусора теперь вычисляется по количеству человек прописанных на этой жилой территории. Но некоторые регионы еще работают по старой схеме, т. е. цена услуги зависит от размера площади занимаемой квартиры или дома.
Что включает в себя ТКО
В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.
К данной группе относятся:
1. Мусор из жилых помещений.
2. Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
3. Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
4. Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
5. Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
6. Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
7. Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
8. Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.
Двухконтейнерная система сбора мусора
Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ. Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора. В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.
Предполагается, что данное нововведение за 2021 год сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.
Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
• обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
• разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
2. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
3. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Региональный оператор отвечает за обращение с остатками человеческой жизнедеятельности с момента их выгрузки из контейнера в мусоровоз. Машины должны быть оснащены GPS маячками и датчиками веса, чтобы можно было вести контроль над передвижением отходов от контейнера до места утилизации. Данная мера направлена на снижение объемов мусорных захоронений и появления новых несанкционированных свалок.
Согласно статистике, 50% отходов может быть переработано. Остальной мусор подлежит утилизации или захоронению на свалках. Места размещения полигонов выбираются администрацией региона с обязательным согласованием с населением. Таким образом, в ближайшие годы ожидается снижение объема накоплений ТКО и уменьшение количества мусорных полигонов, разбросанных по всей территории РФ.
Мусорная реформа продолжается
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
1. Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
2. На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
3. Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 01.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.